AutoPro, С-Петербург Россия, 1999-2020
Яндекс.Метрика
Статей всего: 129, Обновление от: 18.10.2015 |

Датчик кислорода
31.07.2007 (показов - 50826 )

Хотел было написать статью о датчиках кислорода, но попалась на глаза хорошая статья Алексея Серикова, которая и была взята за основу. Я позволил себе некоторые коментарии , которые с тексте идут курсивом

Итак, лямбда-зонд, он же датчик кислорода.

лямбда-зонд 
Кислородный датчик

Теория.

Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе - катализаторы) - устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси катализатор умрёт очень быстро - вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).

Помимо экологической функции датчик очень важен с точки зрения системы управления топливоподачей двигателя. Оставшийся в выхлопных газах кислород, дает иформацию о процессах горения топлива в цилиндрах. Причем исправный датчик практически мнгновенно (~50 мсек) реагирует на состав выхлопных газов. Сигнал с датчика должен быть практичеки прямоугольной формы и составлять нескоько герц . Если частота сигнала становится менее 0.2 гц, то считается что датчик утерял свои рабочие характеристики.

Название датчика происходит от греческой буквы L (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, L равна 1 (график 1). <Окно> эффективной работы катализатора очень узкое: L=1+0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (L)  

График 1. Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (L)

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом - путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива. На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).

Схема L-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя  

Рис. 1. Схема L-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя

1 - впускной коллектор; 2 - двигатель; 3 - блок управления двигателем; 4 - топливная форсунка; 5 - основной лямбда-зонд; 6 - дополнительный лямбда-зонд; 7 - каталитический нейтрализатор.

Как это работает

Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов <дышит> выхлопными газами, а второй - воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 - 400оС. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.

Схема датчика кислорода на основе диоксида циркония, расположенного в выхлопной трубе  

Рис. 2. Схема датчика кислорода на основе диоксида циркония, расположенного в выхлопной трубе

1 - твердый электролит ZrO2; 2, 3 - наружный и внутренний электроды; 4 - контакт заземления; 5 - <сигнальный контакт>; 6 - выхлопная труба.

 

При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 < L < 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 - 0,9 В (график 2).

Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (L) 

График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (L) при температуре датчика 500-800оС

А - условная точка средних показаний (Uвых > 0,5 В, при L=1,0). (Обогащение смеси (уменьшение О2 в выхлопе). Обеднение смеси (увеличение О2 в выхлопе).

Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (О2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление. Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.

В автомобилях OPEL датчики на основе двуокиси титана активно используются в системах управления Simtec , на моторах X18XE1, X20XEV. Дополнительно добавлю ,что диапазон сигнала с таких датчиков лежит в диапазоне 0-5 вольт.

Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев. Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).

Конструкция датчика кислорода с подогревателем  

Рис. 3. Конструкция датчика кислорода с подогревателем

1 - керамическое основание; 2, 8 - контакты НЭ; 3 - нагревательный элемент (НЭ); 4 - твердый электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 - защитный кожух с прорезями; 6 - металлический корпус с резьбой крепления; 7 - уплотнительное кольцо; 9 - выводы датчика.

Если ЛЗ <врет>

В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу. В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке <тает> на глазах, из трубы валит черный дым, СО <зашкаливает>, а двигатель <тупеет> и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут - ЭБУ не распознает <чужие> сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту <игнорирует>.

Проверить лямбда-зонд можно только осциллографом. Реально только им можно посмотреть фронты и уровни сигнала с датчика. Очень часто зонд неоправдано бракуют при других нарушениях в смесеобразовании. И если смесь идет постоянно богатая или бедная ,то зонд зависает в крайнем положени, которое ошибчно трактуют как неисправность зонда.

При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 - 0,3% до 3 - 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить. В автомобилях, система L-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или <пробивки> секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.

Это утверждение не совсем верно. Управление двигателем идет в первую очередь по данным с датчика кислорода, росположенного перед катализатором. И если он исправен то мотор будет работать нормально. Но если катализатор "пробит" , то естественно второй датчик будет показывать что катализатор не спавляется со своей функцией и сигнализировать об этом ЭБУ. Конечно загорится лампочка "CE" на приборной панели.

Вообще лямбда-зонд - наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 - 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически недопустимо - свинец <отравляет> платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.

Контактные выводы наиболее распространенных циркониевых лямбда-зондов  

Рис. 4. Контактные выводы наиболее распространенных циркониевых лямбда-зондов

а - без подогревателя; б, с - с подогревателем.

* цвет вывода может отличаться от указанного.

Взаимозаменяемость.

Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда. Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.

Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно - черный). <Массовый> провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету <накального> вывода подогревателя - он всегда красный. При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с <массой> автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный <минус>, а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к <плюсу> аккумулятора.

Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление. Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.

Алексей Сериков
http://avs.duma.midural.ru/


20.03.2014 08:05:06
sergei19 --> а на зафире x18xe1 он в каком месте стоит?

21.03.2014 10:58:29
Autopro --> http://www.autopro.spb.ru/showeng.afp?engine=8  На рисунке показано место расположения на приемной трубе. 

29.10.2014 12:17:55
K0Tik --> Большое спасибо за доходчивую и грамотную статью.
Несколько моментов хотелось бы выделить.
1) В картинке с графиком описка - два раза "обогащение".
2) На следующей картинке цифры совершенно микроскопические, не разобрать.
3) Ресурсы, Вы пишете, 40-80 ткм. А производитель пишет 160-250 на разные модели (Бош). Отчего такая разница? Наш пресловутый плохой бензин?

Комментарии без регистрации запрещены. Зарегистрируйтесь.